Особенности и возможности организма новорождённого

Особенности и возможности организма новорождённого

Первый месяц жизни ребенка называют периодом новорожденности, это время приспособления родившегося младенца к новым условиям существования. До рождения внешней средой для него был организм матери: плод находился в околоплодных водах, получал через пуповину кислород и питательные вещества, готовые для усвоения. В развивающемся организме не функционировали системы дыхания и пищеварения, однако уже действовала нервная система, работало сердце, плод шевелился — значит сокращались мышцы.

После рождения младенец делает первый вдох, и при этом раздается первый крик, начинают функционировать легкие. После того как ребенка впервые прикладывают к материнской груди, начинается деятельность пищеварительных органов и выделительной системы: желудка, кишечника, поджелудочной железы, почек.

Новая внешняя среда значительно отличается от прежней. Ребенка окружает обычный воздух, с колебаниями температуры и влажности. Известный педиатр профессор В.А. Таболин сравнил нагрузки, которые переносит новорожденный в новой среде, с теми, которые испытывает человек в космосе. Но в отличие от взрослого у новорожденного нервная и другие жизненно важные системы еще недоразвиты, несовершенны. Возможности приспосабливаться к новым условиям у него очень ограничены.

У младенца еще слишком слабы защитные силы, хрупки компенсаторные механизмы. Поэтому при уходе за новорожденными детьми следует точно соблюдать рекомендации врача и медицинской сестры, использовать все факторы, благотворно влияющие на развитие младенца и сохранение его здоровья. В то же время необходимо постоянно оберегать ребенка от неблагоприятных воздействий: физических, психических, инфекционных.

Организм новорожденного не защищен иммунитетом от болезнетворных вирусов, стафилококков и других возбудителей инфекций. Следовательно, исключительно важно, чтобы воздух и окружающие ребенка предметы были стерильны, необходимо всячески предупреждать проникновение инфекции в пищеварительный канал, дыхательные пути, на кожу и наружные слизистые оболочки.

В первые дни после рождения содержание жидкости в организме младенца резко снижается, это называют физиологической убылью массы тела, потом масса тела быстро восстанавливается (если малыш получает достаточное количество жидкости). В крови родившегося ребенка распадаются избыточные эритроциты, от этого кожа в первые дни бывает желтоватого цвета (физиологическая желтуха). Спустя 7—10 дней она приобретает обычный цвет без всяких вмешательств извне.

Кожа у новорожденного богата кровеносными сосудами, которые участвуют в теплообмене и дыхании, поэтому окраска ее обычно ярко-розовая. Защитный поверхностный роговой слой кожи (эпидермис) у младенцев очень тонкий, нежный. Если он повреждается, то возможно развитие кожных заболеваний (опрелости, потница, гнойнички). Потовые железы в первый месяц жизни ребенка функционируют слабо, а деятельность сальных желез хорошо проявляется сразу после рождения. Ногти и волосы у младенца развиты достаточно.

Особенности и возможности организма новорождённого 2

Под влиянием материнских гормонов и у девочек, и у мальчиков на первой неделе жизни часто наблюдается так называемое физиологическое припухание грудных желез. Они увеличиваются до размеров крупной горошины, а изредка — даже до размеров грецкого ореха, но окраска кожи над железами не изменяется. Ни в коем случае нельзя выдавливать содержимое желез — густоватую массу, напоминающую молозиво. К концу 2—3-й недели жизни ребенка припухание грудных желез спадает, а затем быстро исчезает. У некоторых девочек в первые 2—4 дня после рождения могут быть скудные выделения из половой щели, которые отмечаются в течение 1—2 дней и не требуют каких-либо вмешательств.

Еще в период нахождения в роддоме у новорожденного отпадает пуповинный остаток, после чего остается пупочная ранка. Она может стать входными воротами для возбудителей опасного заболевания — сепсиса с тяжелейшими последствиями. Именно поэтому пупочную ранку тщательно оберегают от инфицирования.

Дышит новорожденный поверхностно и часто (40—60 дыханий в минуту). Ребенок нуждается в повышенном количестве кислорода, так как в его организме интенсивно протекает обмен веществ. Новорожденному необходим постоянный приток свежего воздуха. Высока у ребенка и частота пульса: на первом месяце жизни она равна 120—140 ударам в минуту.

Сосательный рефлекс у здоровых новорожденных хорошо развит, но органы пищеварения младенца функционируют еще так, что перекармливание и другие нарушения режима легко вызывают диспепсию с рвотой, поносом, вздутием живота. В первые I —2 дня у ребенка выделяется первородный кал темного цвета (меконий), а с 3—4-го дня испражнения приобретают нормальный светло-желтый цвет. Частота их — 3—4 раза в сутки (у некоторых детей — 1—2 раза). В первые 2—4 дня моча нередко бывает коричневого или красноватого цвета. Позже она становится светлой и прозрачной. Частота мочеиспусканий — 20—25 раз в сутки.

Масса тела доношенного ребенка в среднем составляет 3200—3400 г. Она может быть меньше 3000 г и больше 4000 г. Мальчики рождаются обычно с большей массой тела. Средний рост новорожденного — 50 см, окружность грудной клетки — 32—34 см, головы — 34—36 см. В течение первого месяца жизни масса тела ребенка обычно увеличивается на 800 г.

Размеры и масса тела новорожденного во многом зависят от индивидуальных особенностей родителей, их возраста, характера течения беременности, режима питания женщины, готовящейся стать матерью, числа родов у нее и других факторов.

Особенности и возможности организма новорождённого 3

Кости у новорожденного мягкие, их надо беречь от воздействия неблагоприятных факторов. Швы черепа еще не зарастают, и на стыке их можно прощупать большой и малый роднички — участки, покрытые только кожей, под которой нет костей.

В первые дни после рождения ребенок сохраняет ту позу, которая была свойственна ему во время внутриутробного развития. Движения рук, ног, головы характеризуются замедленностью, малой амплитудой. Температура тела неустойчива: легко изменяется при перегревании или охлаждении, даже если эти воздействия умеренны. Новорожденный нуждается в создании для него оптимальной температурной среды.

Нервная система младенца отличается незрелостью и повышенной истощаемостью, и большую часть суток он спит. В конце первого и начале второго месяца жизни ребенка можно отметить проявление положительных эмоций в виде улыбки, двигательного возбуждения в ответ на ласковый голос матери и даже на ее вид. Во время бодрствования у новорожденного наблюдаются беспорядочные медленные движения головы, конечностей, глаз.

На 8—10-й день у младенца можно заметить оживление в виде поворота головы, открывания рта, сосательных и глотательных движений, если ему придается положение тела, характерное для грудного кормления. Это «включается» условный пищевой рефлекс в ответ на комплекс раздражителей, сопровождающих каждое грудное кормление.

Движения глаз у новорожденных вначале не согласованы. В некоторых случаях возможно временное косоглазие, когда глаза двигаются в разные стороны из-за слабости глазодвигательных мышц. Мигательный рефлекс вырабатывается позже — на 2—3-м месяце жизни.

Младенцы первого месяца жизни уже могут воспринимать зрительные раздражения. Исследования Р. Фантца (США) показали, что в возрасте около недели новорожденные способны различать два сложных раздражителя: один квадрат и шахматную доску из 25 квадратов. По данным ученых, после рождения сетчатка глаза младенца развита довольно хорошо и способна реагировать на цвета и предметы.

Различные источники звуков (камертон, свисток и др.) могут вызывать у доношенного ребенка двигательную реакцию удовольствия или оборонительного характера (если звук сильный), при этом изменяется характер дыхания.
Согласно утверждению некоторых исследователей, новорожденный может элементарно различать звуки по силе, высоте и продолжительности.

На первом месяце жизни ребенка заметны признаки проявления вкусового и обонятельного чувств. Так, новорожденный явно недоволен, когда ему дают сосать горькое и кислое, отворачивает головку, кричит. И, наоборот, сладкое он сосет с видимым удовольствием. Судя по мимической реакции, новорожденные отличают горькие на вкус вещества от кислых, сладкие от соленых.

О наличии у новорожденных обоняния говорят такие факты: голодные младенцы не берут грудь, если ее смазать пахучей жидкостью (например, янтарным маслом), в то же время другую грудь они берут тотчас. Имеются наблюдения, свидетельствующие о влиянии сильных запахов на сон новорожденных: когда начинал распространяться такой запах, спящие дети вначале проявляли двигательное беспокойство, морщились, а затем просыпались.

Чувствительность кожи и слизистых оболочек у младенца очевидна: он смыкает глаза в ответ на прикосновение к векам или конъюнктиве, тянется к носу, если слизистую оболочку носа раздражать, например, мягкой кисточкой. Новорожденный воспринимает тепло к холод. Тепло его успокаивает (например, гигиеническая ванна), холод — возбуждает (он начинает кричать, дрожать). Отмечено, что при раздражении щек ребенка умеренным теплом у него может возникнуть характерная двигательная реакция — поиск материнской груди. Доношенные дети уже в первые дни после рождения реагируют на болевые раздражители — уколы и прочее.

Итак, новорожденный ребенок готов к восприятию многообразных раздражителей внешней среды: слуховых, зрительных, тактильных, вкусовых, обонятельных, температурных, болевых.

Добавить комментарий