Как сохранить психическое и физическое здоровье новорождённого ребёнка

Как сохранить психическое и физическое здоровье новорождённого ребёнка

Уже на первом месяце жизни ребенок нуждается в правильном воспитании, в создании для него здорового психологического климата, оптимальной гигиенической среды. Важнейшим условием нормального психоэмоционального развития младенца является постоянное общения с ним матери, ограждение ребенка от стрессовых воздействий, неблагоприятных влияний физических и химических факторов. Этот контакт матери и ребенка начинается уже через 1—2 часа после рождения, когда младенца впервые прикладывают к материнской груди.

Постоянный и близкий контакт матери с ребенком благотворно влияет на психику и эмоции как матери, так и младенца, повышает активность сосательного рефлекса у новорожденного и функцию молочных желез кормящей женщины, положительно воздействует на иммунитет ребенка, снижает риск возникновения у него инфекционных и других заболеваний. Разумеется, такое постоянное общение матери и ребенка в роддоме допустимо при условии, если они оба совершенно здоровы. В условиях детской больницы этот вопрос решают с учетом отсутствия противопоказаний для постоянного общения больного ребенка с его матерью.

Разобщение новорожденного ребенка с матерью является психотравмирующим обстоятельством для обоих, сопровождается негативными изменениями в организме каждого, особенно матери.

К сожалению, еще встречаются такие молодые семьи, в которых мать, даже если она кормит ребенка грудью, старается значительную часть своих забот о младенце переложить на других членов семьи. Ребенок в такой ситуации переживает состояние так называемой материнской депривации, т.е. дефицита материнского внимания и заботы, чуткости и ласки. Развитие психики, эмоций и физиологических функций у такого младенца задерживается.

В периоды бодрствования новорожденного ребенка мать должна «разговаривать» с ним: при этом младенец проявляет реакцию радости, т. е. общего оживления, что особенно заметно к концу первого месяца жизни. Хорошее настроение кормящей матери благоприятно влияет на состояние младенца во время кормления, а также на состав материнского молока, его количество. Если кормящая мать постоянно заботится о том, чтобы процедура грудного кормления проходила в спокойной обстановке, с преобладанием хорошего настроения, то это благотворно сказывается на физическом и психическом развитии ребенка не только в период новорожденности, но и в последующие месяцы его жизни.

Наоборот, постоянные отрицательные эмоции, возникающие на почве внутрисемейных конфликтов и в связи с другими травмирующими ситуациями, негативно отражаются на качестве грудного молока, угнетают функцию молочных желез, вплоть до полного угасания ее.
Приведенные фактические данные позволяют сделать вывод о необходимости создания в семье благоприятного психологического климата во время грудного кормления и перед этой процедурой.

Необходимо развивать у новорожденного ориентировочные реакции на различные раздражители, в частности на яркие и звучащие игрушки. При этом у ребенка постепенно формируется способность к зрительному и слуховому сосредоточению. В этих целях над кроваткой или коляской подвешивают яркие, различной формы и величины игрушки, в том числе и звучащие (погремушки). Их размещают на расстоянии 50—60 см от лица младенца: при меньшей дистанции между игрушками и лицом ребенка может возникать функциональное, довольно стойкое косоглазие. Однако не рекомендуют лодвешивать одновременно более 2—3 игрушек, так как обилие их утомляет ребенка и он быстро теряет интерес к ним.

Как сохранить психическое и физическое здоровье новорождённого ребёнка 2

Уже на 3—4-й неделе жизни новорожденный может отличить лицо матери от лица незнакомых людей, реагируя на последних обычно отрицательной эмоциональной реакцией, а именно гримасой, криком, тревожным двигательным беспокойством. Следовательно, чтобы меньше травмировать эмоциональную сферу младенца, надо ограничивать его общение с незнакомыми людьми. Это необходимо и потому, что чрезмерное общение новорожденного со многими чужими для него людьми чревато опасностью инфицирования его воздушно-капельным путем вирусами и другими болезнетворными микроорганизмами, особенно осенью, зимой и весной.

Недопустимо, чтобы психоэмоциональная сфера новорожденного подвергалась таким стрессовым воздействиям, как шумная ссора между родителями и другими членами семьи, чтобы на ребенка действовали мощные звуки телевизора, компьютера, музыкального проигрывателя, радиоприемника и другого источника резких звуков, а также чрезмерно яркий дневной или искусственный свет, неприятные запахи (одеколона, спиртного, табачного дыма и др.).

В период новорожденности у ребенка могут быть выработаны негативные привычки, оказывающие отрицательное влияние на функциональное состояние его нервной системы. Такое случается, если мать старается успокоить возбужденного младенца при помощи недозволенных приемов: укачивает его, дает соску-пустышку или сладкую воду, использует внеурочное кормление грудью.

Такие приемы вырабатывают у новорожденного привычку кричать и капризничать без видимой причины, нарушают его сон и режим кормления и в конечном счете нормальный образ его младенческой жизни. Следовательно, мать должна уклоняться от подобных действий, а если ребенок проявляет беспокойство, кричит, надо выяснить причины такого поведения (мокрые пеленки, тугое пеленание, вздутие кишечника, духота в помещении, желание пить и др.) и спокойно устранить их, после чего младенец обычно быстро успокаивается.
Психическое и физиологическое состояние новорожденного находится в определенной зависимости от некоторых особенностей питания кормящей матери, а также от приема ею некоторых лекарственных средств. Так, младенец проявляет признаки явного чрезмерного возбуждения, если кормящая мать употребляет в избыточном количестве кофе или крепкий чай, принимает лекарственные средства, возбуждающие нервную систему. Замечено, что если кормящая мать в течение дня выпивает 5—7 чашек кофеинсодержащих жидкостей (чай, кофе, кока-кола и др.), то ее ребенок в этот день становится раздражительным, возбудимым, капризным, плохо спит.

Наоборот, если мать принимает снотворное и сильно действующие успокаивающие (седативные) препараты, младенец становится вялым, сонливым, неохотно сосет грудь, не реагирует на игрушки.

Отрицательные поведенческие реакции у новорожденного наблюдаются в ситуациях, когда в грудном молоке матери появляются вещества, издающие неприятный запах, содержащиеся в чесноке, луке, горчице, хрене, редьке, редисе, уксусе и др. Разумеется, при этом изменяются и вкусовые качества материнского молока. С этим надо считаться и исключать из рациона перечисленные выше пищевые добавки.

В интересах сохранения психического и физического здоровья новорожденного ребенка кормящая грудью мать не должна заниматься самолечением, когда речь идет об употреблении сильнодействующих лекарственных средств, которые могут нанести серьезный, порой непоправимый ущерб здоровью младенца, а иногда быть и опасными для его жизни. Так, нельзя без назначения врача принимать антибиотики, особенно те, которые оказывают токсическое действие на нервную систему младенца и при этом губительно влияют на нормальную (сапрофитную) микробную флору толстой кишки, вызывая состояние так называемого дисбактериоза и кандидоза. К таким антибиотикам относятся левомицетин, гентамицина сульфат, ка-намицин, стрептомицин, тетрациклин, эритромицин. Кстати, левомицетин и синтомицин могут вызывать тяжелое поражение сердца новорожденного ребенка.

Через материнское молоко могут проникать в организм младенца, и опасные для ребенка сульфаниламидные препараты, изониазид, цитостатические средства (циклофосфан, тиофос-фамид и др.), антикоагулянты (фенилин, неодикумарин), ди-гоксин, слабительные из листьев сенны, резерпин, анаприлин, теофиллин, радиоактивный йод, мерказолил, кортизон.

Если же кормящей грудью женщине все же приходится принимать некоторые из перечисленных препаратов в соответствии с назначением врача, надо ей постараться уменьшить проникновение лекарственного средства из грудного молока в кровь младенца. В этих целях женщине рекомендуют препарат принимать после грудного кормления и увеличить интервал времени перед последующим кормлением ребенка. Если кормящей грудью матери назначают бензилпенициллин, его необходимо вводить в полной дозе. Это объясняется тем, что недостаточные (малые) дозы препарата способствуют аллерги-зации новорожденного ребенка и, кроме того, размножению в его организме таких видов болезнетворных микробов, на которые уже не действуют и большие дозы этого антибиотика.

Целый ряд лекарственных средств, если их употребляет кормящая мать, может вызывать глубокое угнетение жизненно важных центров головного мозга, вплоть до паралича их. К таким препаратам относятся фенобарбитал (люминал), дифе-нин, седуксен, реланиум, мепротан (мепробамат), гексамидин, фенацетин, парацетамол, лития карбонат, микалит. Поэтому мать новорожденного ребенка, кормящая грудью, должна принимать эти препараты только по назначению врача и с большой осторожностью.

Совершенно недопустимо кормящей матери употреблять какие-либо спиртные напитки (включая пиво), курить или находиться в задымленном табачным дымом помещении, учитывая губительное влияние на организм новорожденного ребенка токсических веществ, содержащихся в табаке и алкогольных напитках. В полной мере это касается наркотических веществ, даже малые количества которых, поступая в кровь новорожденного ребенка, могут вызвать паралич центров, регулирующих дыхание и сердечно-сосудистую деятельность.

Добавить комментарий